Аудиоприложение к учебнику: каким оно должно быть

Мы несколько раз получали в комментариях к нашим постам и видео на YouTube такой вопрос: «А к вашей книге есть аудио?» Некоторые из вас справедливо отмечали, что в статье о выборе учебника мы подчёркивали важность аудиоприложения. Почему же мы не записали аудио к собственному пособию? Нет ли тут какого-то противоречия? Противоречия на самом деле нет – давайте вместе разбираться, зачем нужен аудиокурс к учебнику, любое ли пособие требует аудиоприложения и каким аудиокурс должен быть!

Зачем нужно аудиоприложение

Аудио к учебнику может выполнять одну или несколько функций сразу. Вот чем аудио может быть полезно:

  1. Фонетика. Если задача учебника (или его первых уроков) – это познакомить учащихся со звуками хинди и помочь в постановке правильного произношения, без аудио не обойтись.

  2. Развитие навыка понимания на слух. Это самая важная функция, которая остаётся актуальной от на всех уровнях – от начальных до самых высоких. Чтобы научить студентов понимать речь на хинди на слух, используются озвученные диалоги, тексты, иногда отдельные фразы.

  3. Справочная функция. Это может быть озвучка отдельных слов в тематической подборке лексики или ключевых фраз. (Например, в учебнике Living Language Hindi есть такие подборки Vocabulary и Key Phrases; в аудиоприложении носитель просто зачитывает слова подряд – можно послушать, как надо их произносить.)

Как обычно устроено аудиоприложение

В случае с учебниками хинди ситуация, как правило, такая: озвучены тексты и диалоги, которые уже даны в учебнике.

Что можно делать с такими аудио? Например, вот это:
– послушать аудио до прочтения текста/диалога (например, для того, чтобы попытаться уловить общий смысл)
– послушать одновременно с чтением и убедиться, что знаешь, как произносить слова
– останавливать после каждой фразы и повторять, чтобы скопировать ту самую интонацию и те самые звуки
– удалить в тексте часть слов и попытаться записать их на слух

Такие аудио, конечно, очень важны, но их недостаточно, потому что они дублируют письменный текст и существенно меньше мотивируют вслушиваться и переслушивать (ведь текст под рукой, можно просто заглянуть в него).

Как выглядит аудиокурс в идеале

Озвучка, дублирующая тексты из учебника, – это прекрасно и в любом случае полезно. А что ещё должно быть в аудиокурсе?

Нужны ещё отдельные упражнения именно на аудирование, где вы пытаетесь выяснить нужную информацию только на слух, не опираясь на письменный текст. Задания к такому аудированию могут быть самые разные:
– ответить на вопросы по содержанию
– решить, правдивы ли утверждения
– кратко пересказать суть монолога (или нескольких монологов)
– соотнести речь каждого спикера с утверждением из списка
– и много чего ещё…

(При этом текст из аудио вполне может быть приведён в учебнике, но, например, в самом конце, в справочном разделе, а не в основной его части, где вы его увидите до прослушивания.)

К сожалению, такие отдельные задания на аудирование крайне редко встречаются в учебниках хинди. Впрочем, учебники Teach Yourself Beginner's Hindi и Living Language Hindi могут похвастаться вот таким расширенным аудиокурсом: там есть аудиоупражнения, не дублирующие печатный текст.

Надо заметить, что материала для аудирования не хватает почти всем и всегда! В лучших учебниках иностранных языков, созданных по коммуникативной методике, часто содержится много упражнений на аудирование, но даже такого объёма бывает недостаточно. Так что используйте все возможности слушать на хинди – о том, как это можно сделать, мы писали здесь.

Почему в "Практической грамматике хинди" нет аудио?

Потому что «Практическая грамматика хинди» не учит фонетике языка и не учит лучше понимать на слух. Грамматика – это о том, как язык функционирует с точки зрения структуры, как строить предложения, как с помощью грамматических форм передавать идеи (например, меняя форму глагола, мы можем отобразить время – прошедшее, настоящее или будущее; а с помощью рода прилагательного сигнализируем, кого это прилагательное описывает – мужчину или женщину). Наша книга – это именно грамматические правила и упражнения к ним.

Представьте себе классический всеобъемлющий учебник и урок из него. Там предлагается некая лексическая тема (например, «Покупки»), текст для чтения и задания к нему, аудиозапись диалога и к нему тоже задания, потом порция новой грамматики и упражнения по ней, затем всё изученное выводится в активное использование с помощью заданий на устную речь и, возможно, письменную тоже. То, что относится к грамматике в таком уроке, почти никогда не озвучивается, потому что это не помогает развивать никакие конкретные навыки. Да и как такие упражнения озвучить, если зачастую задание – это набор слов, из которых надо составить предложение? Будет ли диктор читать набор слов или то предложение, которое должно получиться? Не менее типичное задание в грамматическом упражнении – заполнить пропуски в предложениях (например, глаголом в правильной форме или подходящим послелогом). Должен ли диктор читать предложения с паузой на месте пропуска? Или пусть лучше прочитает только то, что надо вписать в пропуски? Гораздо осмысленнее озвучивать полноценные диалоги и тексты.

Примеры упражнений из пособия "Практическая грамматика хинди. Уровень А1"
Пособие по грамматике – это как если бы мы достали из учебника все грамматические разделы из каждого урока и превратили их в отдельные уроки, то есть «Практическая грамматика хинди» фокусируется именно на грамматике, как и следует из её названия. И именно поэтому мы не устаём говорить: сочетайте наше пособие с другими учебниками! Не используйте наше пособие в качестве единственного учебника! Язык не ограничивается грамматикой, и нужно удостовериться, что вы развиваете все необходимые навыки. Наше пособие решает проблему, с которой сталкиваются многие изучающие хинди: в учебниках мало упражнений на грамматику, поэтому наше пособие удобно использовать для дополнительной практики и систематизации. Но «Практическая грамматика хинди» не решает все остальные задачи :)
Если вы знакомы с пособиями вроде "Essential / Intermediate / Advanced Grammar in Use", "Destination: Grammar and Vocabulary", "Gramática de uso del Español", "Grammaire du français" или "Nuova grammatica pratica della lingua italiana", вы точно легко можете себе представить, как устроена «Практическая грамматика хинди», зачем она нужна и почему в ней нет аудиокурса :)
Помимо «Практической грамматики», мы планируем выпустить и другие пособия по хинди, которые будут направлены на развитие других важных умений и навыков. И вот к этим новым пособиям аудио точно будет – именно потому, что эти навыки будут непосредственно связаны с восприятием на слух! Так что оставайтесь с нами и подписывайтесь на нас в Instagram, VK и на YouTube. Нам будет очень приятно вас там видеть!
Желаем успехов в самостоятельном изучении хинди! Если у вас есть вопросы, пожелания или комментарии, напишите нам в наших социальных сетях или на электронный адрес ProHindiProject@gmail.com.